Свадьба во все времена являлась, наряду с рождением детей, самой значимой датой в жизни женщины. Логично, что платье для этого торжественного случая старались сделать соответствующим. Интересно, что свадебное платье раньше могло иметь любой цвет – не обязательно белоснежный. А фасон нередко сильно отличался от привычного нам. Давайте совершим экскурсию в историю свадебного платья – от средних веков и до наших дней.

к содержанию ↑

Какие платья одевали на свадьбу в старину?

В эпоху средневековья представители властных семей нередко женились не по любви, а по политическим мотивам. Понятно, что девушка на свадьбе должна была выглядеть просто сногсшибательно, ведь по её наряду оценивали честь и богатство всего семейства. Тогда для пошива свадебных нарядов использовались изысканные и дорогие ткани – шелк, сатин, тюль и вельвет, которые щедро украшались вышивкой золотыми нитями, ценным мехом.

В соответствии с нравами того периода, наряды были закрытыми, а подолы и рукава имели максимальную длину. Краски той эпохи делали из натуральных компонентов, поэтому яркие оттенки (алый, голубой, розовый) имели возможность позволить себе только представительницы богатых семей. Платья же натуральных “земных” цветов широко использовались небогатыми девушками.

Старинное свадебное платье эпохи Средневековья

Дорогие платья украшались драгоценностями: жемчугом, бриллиантами, изумрудами, сапфирами. Иногда украшений было настолько много, что сам материал платья был практически скрыт от глаз посторонних наблюдателей. Рассказывают, что графиня Фландрии Маргарет на церемонию собственного бракосочетания одела очень богатое платье, украшенное тысячами драгоценностей. Ей не хватило сил даже сделать несколько шагов, в церковь графиню в прямом смысле слова занесли.

Начиная с 17 столетия, свадьбы играли уже династическую роль. Тем не менее, невесты не перестали стараться поразить гостей собственным нарядом. Но иногда люди не оценивали их выбора, в разных странах мода отличалась. К примеру, португальская принцесса Катрина Браганская на свадьбу с английским королём пришла в розовом свадебном платье с внутренним каркасом, модном на её родине. Но англичане отреагировали сухо. Правда, позже мода на подобные наряды дошла и до Англии.

к содержанию ↑

18 век

В восемнадцатом веке девушки из семей среднего достатка желали, чтобы их свадебный наряд выглядел богато. С этой целью платья нередко отделывались натуральным мехом. Мех норки или соболя являлся дорогим вариантом, зайца или лисы – более экономным. Представительницы же небогатых семей могли просто использовать льняную материю вместо привычной грубоватой ткани, из которой шилась обычная одежда и даже бельё. А длина шлейфа и рукавов была признаком статуса новобрачной.

Для девушек из обычных семей их свадебный наряд нередко оставался «выходным» и надевался ими на каждый значимый праздник. Интересно, что большую роль играл оттенок платья. В отношении цвета ходило немало суеверий и предрассудков. Для свадебного платья невесты в 18 столетии выбирали в основном следующие оттенки: голубой и розовый.

Свадебные платья 18 века

Белый, невзирая на ассоциации с чистотой и непорочностью, являлся непрактичным цветом, ведь такой наряд было очень легко запачкать. В связи с этим, часто для свадебного наряда нередко использовался голубой цвет. Его ассоциировали с невинностью девы Марии. Отсюда в англоговорящих странах и зародился обычай брать с собой на церемонию бракосочетания что-то голубое. Распространён был и розовый.

Так, в 18 столетии супруга британского скульптора Джозефа Нолекеса нарядилась на собственную свадьбу в лёгкое ажурное белое платье с вышитыми розовыми нитками цветами. В тон к нему были подобраны и туфельки, украшенные цветочной вышивкой. Каблук же был очень высоким для того времени – целых 8 сантиметров. Невероятно, но наряд девушки приглянулся всем присутствующим.

Красивое старинное свадебное платье

Оттенки же красного цвета ещё долго для свадебных нарядов не использовались. Этот тон привыкли ассоциировать с распутными женщинами. Аналогичная участь ожидала и зелёный окрас – его считали цветом лесных духов, эльфов и фей. Чтобы не привлекать к молодой ненужного внимания с их стороны, таких оттенков старались избегать. Черный же и вовсе считался траурным. На некоторых свадьбах даже гостям не разрешали приходить в чёрной одежде, чтобы не накликать ненужных бед.

Коричневый тон десятилетиями использовался бедными невестами, а жёлтый тогда лишь выходил на пик своей популярности. Три столетия назад он был модным, но считался характерным цветом язычников, поэтому церковь воспринимала его не особо хорошо. В небогатых слоях общества для свадебного платья использовался и серый цвет, прежде всего, благодаря практичности. Примерно через сто лет его стали ассоциировать с прислугой.

к содержанию ↑

19 век

В начале 19 столетия появилась новая традиция – украшать свадебные платья разноцветными ленточками. Они нужны были, чтобы гости, оторвав ленточку, оставили себе ее на память в качестве сувенира. Позже им на смену пришли цветы. Гости приходили поздравить новобрачных с красивыми букетами, а аксессуаром молодой жены выступала специальная свадебная композиция. Цветы могли ещё закреплять на платье или в волосах невесты. Широко использовались розмарин, мирта, флердоранж. Традиция жива и поныне.

Свадебные платья 19 века

Первые свадебные наряды, отдалённо похожие на современные модели, начали шить на рубеже 18 и 19 веков. Тогда началось машинное производство ткани, набрал обороты импорт материала из Индии. Стали популярными платья с вуалью. В середине века начали широко использоваться ажурные перчатки и различные драгоценные камни. Среди минералов особой популярностью пользовались жемчуг и натуральный хрусталь, из тканей – атлас. К концу столетия модными стали узкие юбки.

Свадебные фасоны 19 века

к содержанию ↑

Какие свадебные платья были модными в 20 веке?

В начале 20 столетия свадебные наряды с юбками большого объёма перестали считаться модными. Их начали отделывать так называемыми «крепо» – небольшими деревянными шишечками, обмотанными кружевами. Свадебные платья шились так, чтобы закрывалась даже шея невесты. Для этого использовался воротник-стойка. Длина уменьшилась, край юбки прикрывал лишь лодыжки. Корсет уже не являлся модным атрибутом, но время от времени использовался для выделения силуэта и сокрытия недостатков фигуры.

к содержанию ↑

Стиль 50-х

В середине прошлого века вернулась популярность романтичного стиля. В моду вошли юбки большой длины, кремовые тона, хрупкие туфли-тапочки и платья со слегка приспущенной талией. Эти акценты позволяли визуально преобразить походку невесты, сделав её лёгкой и воздушной. Законодателем модных тенденций стал Диор, и он начал шить приталенные платья с объёмной юбкой, достающей примерно до колен.

Свадебные платья 50-х

Фееричным прорывом в мире свадебной моды 50-х годов стал наряд Грейс Келли. Её платье трудно назвать другим словом, кроме как «шедевр». На создание наряда известной американской актрисы для её свадьбы с принцем Монако ушло более тысячи метров прозрачной шелковой тафты, а также лёгкие брюссельские кружева из роз (которым на то время было более 120 лет).

Изысканный наряд Грейс Келли

к содержанию ↑

Стиль 60-х

В следующем десятилетии популярность приобрёл минимализм. Длина свадебного платья уменьшилась, оно выглядело строгим и лаконичным. Количество декоративных деталей было минимальным. Самыми популярными были простые платья небольшой длины без каких-либо украшений – даже без бисера. Геометрические линии должны были чётко просматриваться в фасоне.

Свадебные платья 60-х

Юбки имели оригинальную форму – бутона, колокола или цветка. Множество невест того времени шли под венец и в платье-трапеции (с обтягивающим верхом и расширенной нижней частью одеяния). Правда, наряд мини был по душе не всем девушкам. Но более всех не желали следовать новой тенденции моды большинство знаменитостей и представительницы королевских семей.

к содержанию ↑

Стиль 80-х

Наконец, в 80-х годах прошлого века свадебные наряды стали очень элегантными. Дизайнеры широко использовали свободный крой, изысканные кружева и романтические рюши. Последней тенденцией моды считалась декоративная вышивка на свадебных нарядах. А вместо фаты часто использовали шляпки. Ближе к концу 80-х в свадебной моде появился новый тренд – невесты всё чаще одевали даже не платья, а брючные костюмы.

Свадебные платья 80-х

к содержанию ↑

Фотоподборка красивых старинных платьев невест

Современные свадебные платья могут выглядеть очень по-разному, ведь выбор материалов – необычайно велик, а фантазия невест не имеет границ. Нередко девушки предпочитают возвращаться к истокам моды, заказывая себе наряды, напоминающие старинные свадебные платья. Если вы тоже мечтаете о таком подвенечном одеянии, посмотрите фотоподборку ниже, в которой представлены красивые свадебные наряды, выполненные в ретро-стиле.